Быть интеллектуально развитым - норма

четверг, 27 декабря 2012 г.

«Книга Иова»: серия иллюстраций У. Блейка


"Сатана и Иов"

Основная идея визуального решения Книги Иова У. Блейком заключается в демонстрации художником сути Священного Текста. Иов – человек, визуализирует дольний мир. Бог и Сатана визуализируют горний мир. В повествовании отчетливо прослеживается тот факт, что человек является пешкой в руках Бога и Сатаны (это присуще каждому человеку, Иов репрезентант человечества в целом). В иллюстрация это показано через яркий драматизм положения Иова, когда на него насылают напасти.  Также примером может служить иллюстрация с сыновьями и дочерьми Иова сокрушенными Сатаной. Сатана изображается в верхней части с большими крыльями покрывающими ниже расположенных детей Иова, а расходящаяся от Сатаны сила рушит их.  Таким образом, визуализирована идея подчинения воли всевышних.
Но в тоже время все работы выполнены с преобладанием романтической тенденции, а следовательно в работе присутствует имманационный аспект. Как говорится в «Книге Иова», Иова не был сломлен. Не смотря на напасти, постигшие Иову он сохранил силу духа, сохранил веру в Бога. Не смотря на то, что он был чист и ни разу не согрешил. Тем самым его вера в Бога была сложной, сложнее сохранить чистую веру если нет понимания за что на тебя обрушивается кара божия.  Стоит отметить, что все отвернулись от Иова. И только в конце сложного пути Бог явился Иову. И приобрел он больше нежели потерял.  Иова предстает эталонным человеком.
"Падение Сатаны"

Все это визуализирует  сложность пути верующего к  Богу. Показывается важность энтузиазного движения человека к Богу, его бескрайняя вера, преодолевающая все препятствия.  А главной точкой является достижение правда и получение блага, это утверждает что за свою праведную веру человек пройдя через страдания дойдет до блага. Победа добра над зла визуализируется в иллюстрации «Падение Сатаны».
Сатана изображен падающим головой в низ от трона с изображением Всевышнего, по бокам которого изображены ангелы, за падением наблюдают и люди – Иов и его близкие. Это является вторым аспектом основной идеи, визуализированной в иллюстрациях к «Книге Иова». 
Всем иллюстрациям присущ трагизм и драматизм, чувственность образов, эмоциональность, плавность  и  изгибы фигур.  Иллюстрации заразительны для зрителя. В композиции центральная часть динамичная и напряженная, а обрамления более легкие. Боковые части являются дополнением центрального пространства, раскрывают его  за счет иносказаний и эмблем (например, в иллюстрации «Бегемот и Левиафан» Бог отец указывает на центральную часть, кроме этого за рамкой иллюстрации текст соприкасается с легкими изображениями). Также работам характерна многослойность, четкое разделение изображенных миров.
Таким образом У. Блейку удается в своих работах рассказать о даме жертвенности, искупительного очищения через страдания и просветленного всепрощения. Визуализируя при этом важные идеи, описанные в тексте выше.
Я считаю что идея, визуализированная У. Блейком  в своих иллюстрациях очень точно соотносится с Библией. Но если в Библии этот сюжет повествуется назидательно, указующее для верующего (можно сравнить с эманационой направленность в искусстве), то У. Блейк делает свои иллюстрации заразительными и притягательными для зрителя. Иллюстрации являются не покрывающими зрителя, а зазывающими совершить энтузиазное движение.  
Отсюда можно сделать вывод, что иллюстрации У. Блейка на «Книгу Иова» производят заражающее притягательное действие на зрителя. Библейская история разворачивается на глазах у зрителя и она захватывает зрителя. Драматизм и чувственность образов заставляет зрителя сопереживать библейским персонажам. Это делает зрителя неким соучастником. После же просмотра и прочтения всей истории зритель должен преображаться под воздействием идеи, содержащейся в иллюстрациях.
Для оформления страниц текста типичным в романтизме в первую очередь являлось соотношение текста и изображения. Также текстам присуще узорочье, обилие мелких украшений, детальная проработка. В изображении персонажей текста прослеживается тенденция к раскрытию их внутреннего мира. Переживаний, следственно персонажи изображались эмоциональными, полными трагизма. Иллюстрациям характерен аллегоризм. Кроме этого на примере иллюстраций У. Блейка можно говорить о концентрации изображения в центральной части листа, когда текст вместе с витиеватыми дополнениями располагался по периметру.
"Иов и его семья"

"Сатана перед Богом"

"Смерть детей Иовы"

"Иову сообщают о несчастие"



"Сатана продолжает искушать Иова"

"Страдания Иовы"

"Отчаяние Иовы"

"Видение Елифаса"

"Иов, упрекаемый товарищами"

"Думы Сатаны"

"Гнев"

"Бог отвечает Иову"

"Звезды поют"

"Бегемот и Левиафан"

"Иов отвечает Богу, явившемуся ветром"

"Падение Сатаны"

"Явление Христа"

"Принятие благотворительности"


"Иов с дочерьми"

"Иов с семьей"


Важно отметить, что художники романтизма выбирали определенные произведения для своего творчества. В первую очередь это обусловлено направленность романтизма. Так литературные произведения должны раскрывать вечные темы (конечность человека в бесконечном пространстве бытия, сложное духовное восхождение, преодоление трудностей и пр.). литературные образы должны обладать заразительностью и эмоциональностью, их действия должны подчинятся трагическому ходу событий, их стремления должны быть энтузиазными.



Комментариев нет:

Отправить комментарий